Некоторые размышления

Словарь Фасмера утверждает, что государь произошло от господарь.

Возможно. Но тогда почему господарь обозначает повелитель?

1) Господарь -  великий князь, глава государства в Великом княжестве Литовском XIII – XVI вв. ( язык в это время в Великом княжестве – старорусский, понятный любому живущему сейчас русскому)

2) Господарь -  титул правителей (князей) Молдавии и Валахии в XIV-XIX вв.


господарь – «князь в [бывш.] Молдавии и Валахии», стар. «господин, повелитель»;

русск.-цслав. господарь «господин»,

болг. господар,

сербохорв. господар,

словен. gospodar,

чеш. hospodar,

польск. gospodarz,

в.-луж. hospodar,

н.-луж. gospodar.

Из господарь произошло государь, затем – осударь, сударь

из ср.-перс. gospanddar «владелец овец», но крайне сомнительно в фонетическом отношении


Рассмотрим последовательность слов подобие – сподобиться – [го-спод(ь) ( сподобленный высшему, высокого подобия)] –[го-спод-ин] – [го-спод-арь ( высокого подобия арий)]

Сподобиться – уподобиться


Слово подобие, предполагается из слова доба.


Доба – ж. малорос. белорус. твер. смол. костр. – пора, час, время, година.. Он будет в твою добу, в твою пору, лета.

доба – «время, пора», диал. в мою добу «в моем возрасте»,

укр. доба «время, сутки»,

болг. доба «время, пора»,

сербохорв. доба ср. р.,

словен. doba «эпоха, век, пора, период»,

чеш., слвц. doba,

польск. doba «момент, пора»,

в.-луж. doba ср. р., н.-луж. doba.

Первонач. формы среднего рода сохранились в сербохорв. и в.-луж.

ср. добрый. Сюда же подобный, надобно и т. д. (Словарь Фасмера)

От этого: удобный, подобный, надобный и пр. (словарь Даля). Если еще слово удобный можно произвести по смыслу из доба: мы говорим удобное время, удобно? То по отношению к «подобный»  утверждение сомнительно, поскольку не соответствует  смысл самого слова и смысл приставки с первоначальным словом. Ср. город – огород, кол – околица, край – украина, род – порода, колено – поколение, беда – победа. По, как приставка, – продолжение, дление, после. Тогда дословно «подобный»  – послевременье, после дления или продолжение дления, но никак не в том смысле, в котором слово «подобный» используется. (Почему в окатоличенных славянских странах по – ро? Вероятно, когда переводили глаголицу на латиницу, то по звуку заменили п – р, Но р латинское стали читать как русское р.)

Но почему доба – время, пора, година?

По-Ра,  До – Ба, Г-Один


Небольшое отступление.

Египетская «Книга  мёртвых», глава об открытии могилы для души (ба) и для тени, и о выходе днём, и о власти над двумя ногами

«Место, что закрыто, открыто, место, что заперто и опечатано, распечатано(?). То, что кладётся внутрь в закрытое место, открывается душой-проявлением (Ба), которая находится внутри. Я избавлен Оком Гора.

Орнаменты созданы на брови Ра. Мой большой шаг сделан длинным. Я поднимаю два бедра при ходьбе. Я странствовал по длинной дороге. Мои конечности в цветущем состоянии. Я Гор, Мститель за моего отца, и я приношу венец Уррт и водружаю его на его подставку.

Дорога для душ открыта. Моя душа-двойник (Ка) видит Великого бога в ладье Ра, в день Душ. Моя душа находится перед учетчиком (счетоводом) лет. Приди, Око Гора избавило для меня мою душу, мои орнаменты сотворены на брови Ра. Свет на тех лицах, которые в частях тела Осириса. Вы не должны пленять мою душу. Вы не должны держать в заточении мою тень.

Путь открыт для моей души и моей тени. Она видит Великого Бога в святыне в день подсчёта душ. Она повторяет слова Осириса. Те, чьи сиденья невидимы, кто сковывает части тела Осириса, кто сковывает души-сердца (Эб) и души-духи (Ах), кто налагает печать на мёртвых, и кто причинил бы мне зло, да не причинит мне зла.

Поспеши по пути ко мне. Твоё сердце с тобой. Моя сердце-душа (Эб) и моя дух-душа (Ах) снаряжены; они проведут тебя. Я сяду у главы великих, которые предводители их местопребываний. Стражи частей тела Осириса не будут удерживать тебя пленником, хотя они и несут охрану душ и налагают печать на тень тех, кто мёртв. Небеса не запрут тебя внутри.»

Приложение из папируса Небсени, лист 6.


Ба – бог, представляющий собой олицетворение непреходящей силы души.

В период Древнего царства («Текстам пирамид») обладание ба приписывалось только богам (Ба отождествляли с обликом и духом какого-либо бога) и фараонам как воплощение их силы и могущества (в отношении царя понятие ба означает управляющую, даже божественную власть), при этом ба могло быть несколько.

Так, Феникса Гелиополиса рассматривали как Ба бога Ра, а Аписа Мемфиса как Ба Осириса. Цари располагали кроме своих личных сил еще и великолепным божественным Ба.

Только после краха Древнего царства этой силой стали обладать все люди.

Изображали Ба в облике птицы поскольку, вероятно, египтяне представляли себе, что бессмертная часть существа после смерти поднимается на небо, чтобы продолжить свое существование в другой форме.

Итак, По-Ра = До-Ба =Г-Один


По Ра, но до Ба: по Солнцу, но до проявления его силы и могущества.

Но, если ба – сила души, то по-до–ба (бный) – имеющий похожую духовную силу, что соответствует используемому смыслу слова: преподобный, он подобен Солнцу, схож, т.е. не солнце, но по силе воздействия похож,  или мы созданы по образу и подобию Божию, а  го-спод-ин – человек, имеющий высокую духовную силу.

Вероятно, поскольку дни считали по проявлению Ба Солнца (Ра), то доба стала обозначением времени.

Таким образом, доба не только обозначение времени, но и обозначение того, что существует до Ба, а так же черт характера ( проявления силы души). И действительно, в лит. daba – «природа, свойство, характер», а в  лтш. daba – «вид, способ, характер».

Интересно, происхождение и смысл слов


Ра-Ба,

Ра-Ка,

Ка-Ра,

Ка-Ба

Эл-Ах

Ка-Ба-Эл


Ка-Ба-Ах когда-то было древне-египетским преданием. Это древнее египетское учение «Ка-Ба-Ах» раскрывало истоки сил и путей, с помощью которых можно было выйти, говоря нашим языком, из круга перерождений души.

Ка, Ба, Ах, то есть астральное тело, душа и дух-воля – это были три главные составляющие этого учения, где вершиной этого треугольника считалась душа Ба. В нём рассматривались только пути духовных постижений, и ни слова не было о влиянии на этот материальный мир. Это учение, как всё гениальное, было простое и доступное для всех желающих идти по духовному пути.


Запись опубликована в рубрике Лингвистика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

12 комментариев: Некоторые размышления

  1. Сергей Сухонос

    «Из ср.-перс. gospanddar «владелец овец», но крайне сомнительно в фонетическом отношении…»

    Почему?

    Первые шаги цивилизации – скотоводство. До этого собирали и охотились.
    Первые домашние животные – овцы и козы.
    Первое одомашнивание – на Иранском нагорье.
    Первые пастухи были как космонавты сегодня. Они вывели людей из животного бытия в новое, человеческое.
    От них и арии пошли.

    Кстати, были такие племена кочевников – гиксосы. Они завоевали Египет и установили там свою власть.
    В переводе гиксосы – повелители пастухов. Это на уровень выше скотоводов.
    Кстати, именно гиксосы принесли в самую древнюю городскую цивилизацию Египта коней и колеса.
    Конный повозки тоже изобрели скотоводы-кочевники.

    Так что господарь по ирански вполне логично.
    Как и то, что аристократия – арии сто крат. А арии были кочевниками…

    Цитировать
  2. Написано – в фонетическом отношении.
    Если есть переходы, то укажи: как, почему видоизменялось слово.
    Какое отношение гиксосы имеют к слову господарь? И что из того, что они завоевали Египет? Не понятна логика.

    Цитировать
  3. Сергей Сухонос

    Мои соображения исходят от простой логики. Господин или господарь – это верховный правитель, это вершина пирамиды, отделенная от общины, в которой все рашалось сообща, а вождь, как правило, не имел отдельного социального статуса и был скорее нрасвстенным лидером.
    Так жила первичная община охотников-собирателей, пока не был сделан первый шаг к цивилизации. Как известно этот шаг сделали пастухи, которые приручили овец и коз и стали их сначала просто пасти недалеко от поселений, а потом, когда стада стали большими, то ушли с ними севернее Иранского нагорья и стали заполнять все пространства предгорий. Владелец стала овец был уже не просто вождем, он был владельцем и властителем, его бесприкословно слушали все его слуги и родня. Как строились в это время отношения можно понять по библейской истории про Авраама.
    Поэтолму просматривается свзь между двумя понятиеми. Владелец овец = гоподарю. И просматривается в том народе, который ближе всего находится к истокам этого первого щага в цивилизацию, народ, который заселяет сейчас Иран.

    Теперь о гисосах. Этот пример я привел для того, чтобы показать, как из пастушьей среды постепенно возникли арийские племена, которые приходили на территории речных земледельческих цивилизаций и устанавливали там свою верховную власть. Становились господами. Это тема отдельная.

    А в целом данная тема стоит отдельной дискуссии. есть много примеров того, как в русском языке расшифровывается исходный смысл слов и как этот смысл теряется постепенно в других языках, особенно в английском.

    Цитировать
    • Ты не ответил: почему верховный правитель назван господарь.
      Потом, почему арийские племена возникали в пастушьей среде? Это откуда информация?

      Цитировать
      • Сергей

        По поводу Господаря.
        Ты сам уже ответил и я согласен. Более того. Каждое слово, как мне думается, состоит из нескольких временных слоев. Ты рассматриваешь самый первый (или один из первых) временных срезов формирования слов. Это слога, за которыми стоит великий смысл энерго-информаицонного понимания мира. Поэтом на этой основе возникает другой (более приземленный) смысл, например, Господарь – дар Господа людям или это же слово можно расшифровать так, что верховная власть от Бога, его дар. Тем более, что первые правители чаще всего были и первыми жрецами и свою власть представляли племени, как божественную.
        Вспомним библейское: «всякая власть от Бога».
        Потом сюда же можно привнести и приставку «арь», арийские крони власти – отдельная большая тема.

        Что касатеся пастухов-ариев, то у меня естьвстречный вопрос: а чем занимались дрениве арии (в смысле кормления)? Охотились, собирали коренья, пасли скотину, выращивали злаки… Как ты считаешь?

        Цитировать
  4. Идея владения – ист/IST, по праву рождения – ар/AR, распространялась на функции в пределах сакральной территории удела/надела – кæрт/Kært. Эта идея расколола саму территорию культа: теперь «новационисты» культов располагали своей культовой функцией в своем сакральном уделе/наделе отдельных рождений ар-ист-карт [< Ar-Ist-Kart] – «аристократ», а «консерваторы» оставались в общем уделе/наделе родичей тэма-карт [< Tyma-Kart] – «демократ». И можно с полной уверенностью утверждать, что это 3-2 тыс. до н.э., ибо на этом этапе произошёл раскол арийско-греко-армянской общности: ар-ист-карт – тэма-карт ушло с греками как аристократ-демократ и с philosophia.
    А.Р. Чочиев КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК "ИР-АС-АЛАНСКОЕ ЕДИНОБОЖИЕ"
    http://iratta.com/2007/06/14/25.perevorot_aristokratov_ibujerjesmaggkhamjesbi__pojavlenie_politiki_oppozicija_aristokratdemokrat.html

    Цитировать
  5. Это относиться к слову аристократ. Что же касается слова господарь; – Господ\Дар или дар господа – правитель, вполне согласуется с христианской идеологией. А слово господ от авестийского hospes – владеющий пастбищем(на котором паству пасут).

    Цитировать
  6. У В.Абаева в этимологическом словаре встречал. Владелиц пастбищ и есть господин. Правильно, правитель и есть дар владеющего пастбищ для паствы.

    Цитировать
  7. «Небольшое отступление:Египетская «Книга мёртвых», глава об открытии могилы для души (ба) и для тени, и о выходе днём, и о власти над двумя ногами
    «Место, что закрыто, открыто, место, что заперто и опечатано, распечатано(?). То, что кладётся внутрь в закрытое место, открывается душой-проявлением (Ба), которая находится внутри. Я избавлен Оком Гора.»

    Интересное определение: «ОКО ГОРА». Обращая внимание на названия окружающие нас, для себя отметил, что если существует название, то должно где-то рядом, находится тождество, отвечающее значению названия. Я нашел это место, которое природа технологически отметила дорожным покрытием (там, где протекают энергетические потоки) и стал за ним наблюдать и искать соответствия названию. Это транспортный перекрёсток, не чем не оборудованный, только люди, асфальт и транспорт. Люди, прибывают здесь в состоянии ожидания, сам на сам со своими мыслями, до прибытия нужного транспорта. Дорога, упирается в железнодорожную станцию (СТАН), по другому, железную дорогу называют, как «ПУТЬ», и обслуживают её не дорожники, а путейцы. Т.е., мы имеем относительную точку пересечения, или перехода с одного значения дороги в другое.
    Название станции; РОГАНЬ – значений у этого слова, много. Если стать посередине посёлка Рогань, то мы ощутим его значение при прочтении в зеркальном отражении, затяжные подъемы в обе стороны; НА_ГОРа. Протекающая река «Роганка», предполагала раннее, обширные заливные луга и во времена Кыпчаков и Скифов относительно влияния их языковых форм, имела значение; КОРМИТЬ ЖИВОТНЫХ – РОГА_НА (пастбища).
    Но нас интересует больше, метафизическое значение, по тому, как оно само подталкивает к такому суждению; Рогань – составляет две части: 1. РОГ, то же что, и ГОР (свет, тот свет, этот свет), и АНЬ, что у некоторых народов имеет значение ГЛАЗ (ОКО).
    Я на это место, посмотрел со спутника, и обнаружил совпадение с Египетскими изображениями «ока Гора». Согласно Египетской мифологии, ОКО ГОРа символизирует связь с потусторонним миром, с миром умерших и несёт в себе значение; два. Действительно, в этом месте проходит маршрутное такси с номером «200» (груз двести) – то, что для молодых, в основном, студентов довозит до подземки (то же, символично).
    http://foto.mail.ru/mail/dotzero0/_myphoto/227.html
    Выше сказанное, очевидно, это можно как то с чем то сопрягать. Далее из категории; верю не верю.
    *и о выходе днём*, днём конечно же вообще ни чего не возможно увидеть, видно ночью или вечером и то в пасмурную погоду, некие бегущие огни очерчивающие радиус диска, на высоте от ста до семидесяти метров, и имеющие приблизительно такой же диаметр. По моему мнению, это может быть портальная дыра, или ход. Огни не возможно ни к чему привязать, они, как бы не из этого измерения.
    На днях «на вербную», около 20 00, два очевидца наблюдали, как из портального пролома появились две точки свечения, в сравнении, как фары автомобиля на дальнем свете, расстояние между огнями 7-10 метров, объект, медленно очертив полукруг, резко удалились по линии горизонта в точку.
    В мире, много удивительных явлений.

    Цитировать
  8. Уведомление: Господа или товар ищи? | Блог Сергея Сухоноса

Добавить комментарий