ЗАКОН РАЗВИТИЯ ЯВЛЕНИЙ

Для того чтобы понять уровни материального мира необходимо знание об объективных закономерностях развития природы.  Обобщение эмпирического материала по эволюции живого и общества для выявления этих законов позволило на первом этапе сформулировать следующую аксиому: везде и всегда есть «что-то одно и то же», или закон развития, но осуществляется он только в виде особых форм, адекватно проявляет себя в каждой из них, но не сводим ни к одной из них. Это «одно и то же» назовем всеобщим. Отсюда всеобщее – принцип генетической, внутренней целостности природы.

Всякая целостность характеризуется элементами и взаимосвязями между ними. Ее развитие связано с их эволюцией, причем, они также представляют из себя целостности. Во время движения элементы приобретают форму взаимосвязи. Например, при обмене продукт труда предстает в виде количественной пропорции. Таким образом, содержание движения – элементы определенного качества, форма этого движения – взаимосвязь. Поскольку развиваются и элементы, и взаимосвязи между ними, постольку необходимо различать не только форму и содержание целостности, но и содержание формы и форму содержания, и позволяет сделать вывод, что способ создания закона(содержание самодвижения формы) и способ его фиксирования (форма закона самодвижения) отнюдь не одно и то же.

Следует отметить, что при развитии системы ее элемент на определенном этапе приобретает форму элемента своей же взаимосвязи. Всякое явление проходит три этапа в своем развитии, реализующемся в двух формах. Первая – развитие содержания формы. Вторая – развитие формы содержания.

Обозначим эти три этапа как Малое Бытие, Идиэль и Идеал.

Кратко рассмотрим характеристики каждого из них. На этапе Малое Бытие происходит рождение нового явления, как следствие самодвижения другого. Причем, содержание и форма новой целостности адекватны друг другу. Однако, она ограничена рамками какой-либо особенности, которая замыкает явление на себя, обособляет и ограничивает его. Например, Малое Бытие стоимости есть прямой или безденежный обмен, при котором совершенно определенная потребительная стоимость в виде излишка полагает свою меновую стоимость, представленную в заданном количестве вещества противоположного продукта, тоже совершенно определенного. То есть потребительное свойство одного продукта, как содержания, непосредственно связано с определенным  количеством определенного продукта как формой реализации потребительной стоимости первого. Содержание оформлено, то есть воплощено в веществе продукта, а форма содержательна, т.е. меновая стоимость, как количественная пропорция, в виде потребительной стоимости другого продукта.

Следующий этап – Идиэль – развитие нового на своей собственной основе, возникает тогда, когда среди элементов находится такой, который становится вещественным носителем взаимосвязи. Таким образом, появляется особеннейшая форма, которая представляет новое содержание. Однако форма закона еще не отвечает уже проявившемуся содержанию. Это абстрактная ступень развития, на которой закон взаимодействия элементов для них неощутим, но реализуется. Например, Идиэль ступенью стоимости является ее денежная форма. Она возникает, когда потребительные стоимости выделяют из своих рядов особеннейшую, которая адекватно несет отпечаток меновых отношений всех товаров. Появляется всеобщий товар. При этом форма, стоимость или количественная пропорция, безразлична к любой особой потребительной стоимости. Наоборот, она существует в каждой из них и только благодаря им всем продолжает всю совокупность потребительной стоимости как целого. Стоимость многолико распылена, но в то же время особеннейше воплощена в деньгах. Содержание формирующегося целого выделено и зафиксировано в особеннейшей потребительной стоимости. Тут мы имеем оформленное содержание новой целостности, его адекватное выражение. Нынешняя его форма представляет из себя ансамбль потребительных стоимостей. Стоимость реально существует лишь непосредственно в акте обмена, все оставшееся время – представлена идеально, в виде цены.

Следующий – Идеал – этап, когда форма закона адекватна его содержанию. Причем, самодвижение целостности и есть она сама, а внутренняя структура этого самодвижения и есть его форма. В этом состоянии явление само себя порождает и за счет этого проявляет экспансию, т.е. стремится сделать моментом своего движения все предыдущие его формы. Взаимосвязь достигает своего Идеал – этапа тогда, когда среди элементов целостности появляется такой, который, включаясь в движение взаимосвязи, придает свойство определенности самодвижению. Появляется наиособеннейшая форма. Следует особо отметить, что способ, которым новое явление осуществляет экспансию, характеризует следующий этап развития. Это и позволяет за счет эволюции взаимосвязей осуществлять развитие целостности. Всякое явление, оформляя свое содержание, заявляет о себе нормой. Например, Идеал – этапом развития стоимости является капитал. Это – субъект стоимости. В нем она получила свою завершенную форму. Ее самодвижение – самовозрастание денег – и есть она сама. Форма адекватна содержанию. Это происходит благодаря тому, что на рынке находится  наиособеннейший товар – рабочая сила, потребительная стоимость которого и есть производство стоимости. Все особые товары, даже особеннейший товар, превратились реально лишь в мимолетное осуществление стоимости. Капитал выделяет свою «эквивалентную форму», оформляет свое содержание – среднюю норму прибыли. Самовозрастание стоимости связано с концентрацией средств производства, а это является основой следующего этапа развития общества – периода обособленной собственности.

Каждый из этапов является явлением самим в себе, поэтому также состоит из трех этапов, реализующих себя в двух формах. Например, в случае с развитием стоимости это выглядит следующим образом. В первом промежутке Малое Бытие – Идиэль – рождается стоимость как «недвижение»: Малое Бытие совпадает с Малым Бытием стоимости вообще, Идиэль – развернутая форма стоимости, Идеал – денежная ее форма. Во втором промежутке Идиэль – Идеал рождается стоимость как движение: Малое Бытие есть товар в виде цены, Идиэль – развернутое обращение товаров, Идеал – деньги как нечто самодвижущееся и т.д.

Известно, что развитию присущи два принципа движения: скачкообразный и эволюционный. Закон развития устанавливает, что перед скачкообразным изменением целостности ее элементы равномощны, взаимноневыделены. Это изменение может произойти, например, на ступени Идеал подстадия Малое Бытие. На Идиэль ступени возможен только эволюционный принцип движения.

Для того, чтобы выявить закон развития, необходима полнота абстракции. У К.Маркса при анализе стоимости реализовались две противоположные тенденции: в форме стоимости, чтобы окончательно развеять миф о деньгах, как о просто выдуманном инструменте обмена – стремление к полноте абстракции и первоначальной «ненаглядности» – без товаровладельцев, в раскрытии тайн превращения простого накопления денег в капиталистическое накопление – при этом осуществилось обратное, вообще говоря, реализовалось чувственно-наглядное раскрытие этой тайны. В примере обращения непосредственно к владельцу денег и владельцу рабочей силы абстракция в принципе не полна, а потому скрывает  в себе важные моменты.

Первый – стремление к полной абстракции – осуществлялся из-за того, что сам предмет(денежная форма стоимости, двойственность продукта труда) достиг своего предела, предстал в своей завершенной форме, а потому полностью раскрыл свою действительную предысторию, свою элементарную ячейку.

Второй – тенденция реализации неполноты абстракции – осуществился в конечном счете из-за того, что сам капитал еще не вполне развернул свои формы, а потому еще не вполне оформился, т.е. полностью не проявился отрицательный момент капиталистического способа производства.

Используя выявленные закономерности для анализа человеческого общества, можно проследить этапы его развития, например, по линии собственности. Малое Бытие общественной собственности мы находим на первых стадиях развития первобытно-общинного строя, эволюция которого приводит к возникновению обособленной собственности, когда граждане государства – общины лишь сообща владели своими, например, рабами: ни один член этого прото-государства не мог обменять раба, продать его или убить без согласия всей общины. Происходит концентрация у определенной части общества средств производства, которыми она владеет сообща.

Таким образом, Идиэль – этап развития общественной собственности – это обособленная собственность, Малое Бытие которой определяется свойствами общинного владения. Далее происходит концентрация средств производства в руках отдельных членов общества и это становится естественным явлением. Таким образом, частная собственность – это Идиэль этап развития обособленной собственности. Когда первая достигает своей Идеал ступени, то на ней происходит концентрация средств производства, что составляет суть идеал – ступеньки обособленной собственности, на которой и находится наше общество.

Поскольку каждая ступень имеет свое Малое Бытие, Идиэль, Идеал постольку можно строго определить положение нашего общества на этой ступеньке, а также – в развитии вообще человеческого сообщества. Можно строго периодизовать прошедшие и будущие этапы, определить способы достижения и преодоления последних.

Очевидно, что Ноосфера связана с торжеством общественной собственности. На пути к ней Человечество должно сообща решать глобальные проблемы. На этом пути будут проявляться новые и совершенствоваться старые принципы взаимоотношений между людьми, нациями, между человеком и природой. Движение наций к самоопределению – есть предвестник нового качества Человеческого сообщества, развитие которого к ноосфере связано с освоением аксионных полей. Следует особо подчеркнуть, что сегодняшнее состояние загрязненности и устойчивости аксионных структур биосферы крайне опасно, особенно, в связи с продолжением ядерных испытаний.

Ступени развития объективно присущи каждому явлению и Человечеству, в частности, но от людей зависит, как долго будет проходить движение от этапа к этапу (социальное время) и в каких формах. Только понимая законы развития, можно выбрать кратчайший путь решения глобальных проблем и построения Ноосферы.


Эта статья была написана совместно с Сергеем. Костюченко для сборника «Клаузура ноосферы», 1988 г.


Запись опубликована в рубрике Метафизика, Социология, Философия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Подписаться на комментарии к записи

7 комментариев: ЗАКОН РАЗВИТИЯ ЯВЛЕНИЙ

  1. Ув. Вадим Татур, можно ли считать, что пояснение в конце этой статьи относится также и к двум другим последним публикациям («ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМНАЯ СТРУКТУРА» и «СТРУКТУРА ЗАКОНА РАЗВИТИЯ») на Вашем блоге и свидетельствует об их «первозданном» виде? Не хотелось бы тратить силы на обсуждение уже решенных Вами вопросов. Хотя, судя по последней, предшествующей им, публикации «О фрактальном принципе движения», похоже, что философский «фундамент» и в настоящее время остается тем же. Отступлений от него не заметил и в других Ваших, затрагивающих его, статьях. Если ошибаюсь – поправьте меня. Заранее благодарен, с уважением, – Федор Илларионов.

    P.S.: С обсуждением меня пока не торопите. Думаю, что оно вряд ли начнется с постановки вопросов. Скорее, это будет предложение Вам сопоставить наиболее важные моменты используемой мной и Вами концепции развития, которые потребуют «приведения их к одному знаменателю». Если Вам будет интересно предварительно ознакомиться с моими «муками» на пути к её осмыслению, то об этом в «Сказании» – Послесловие, § 2, стр. 780 и далее (без разработки фактора времени это осмысление оказалось невозможным).

    Цитировать
    • Да, это работы 1988 года. Отхода от принципов, изложенных в этих работах, нет. Но есть уточнения и углубление понимания проявления этих законов. Такая тема должна вылежаться. Появиться реальные оппоненты, работающие в этом же направлении, чтобы можно было содержательно обсудить проблемы. Сейчас я вижу, что тема развивается у разных исследователей. Надеюсь, что среди них каждый видит свое несовершенство и готов к сотрудничеству.

      Цитировать
      • Ув. Вадим Татур, благодарю за пояснения. Сейчас занят сравнением Вашей триады с триадой Гегеля (по принципу построения). Интересным оказался «тезаурус» (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/003a/02261002.htm) с определениями. Очень помогает сориентироваться в «облаке». Жаль, что уже больше года никем не пополняется (даже определения тринитаризма как «нового мировоззрения» нет, хотя по содержанию определений можно догадаться, что речь о нем). Причина понятна. Вы уже пояснили. Но тогда, правда, непонятно существование на странице «Институт тринитаризма» рубрики «К диалогу». Впрочем, пока для меня это не суть как важно. Надо бы с задумками по своему блогу реализоваться да с обещанным, по возможности, не затянуть. С уважением, – Федор Илларионов.

        Цитировать
        • Отвечу, частично, я, поскольку к «тезарусу» имею непосредственное отношение.
          Help для ориентации в «облаке», в трех местах:
          1. есть блог Тринитаризм, где как раз и присутствуют одна из последних итераций по Тринитаризму.
          2. мой блог, где (при нынешней раскладке) на 3,4,5 страницах предпоследние версии моей части «тезаруса».
          3. http://kostuch.trinitas.pro/2011/11/27/substantsiya-absolyutnoe-i-vse-vse-vse/ – это предпоследний диалог Вадима и меня (+ ссылки на блог Вадима, где продолжение диалога) – там кое-что, на мой взгляд, есть интересное…

          Цитировать
          • Ув. Костюченко Сергей, действительно, терминологически интересного там немало. Спасибо. Скопировал себе список из «Определения. Физические и иные основы нового мировоззрения». Теперь буду собирать в него все дополнительные «тринитарно обусловленные» определения из указанных Вами источников, соблюдая тот же принцип размещения, плюс ссылки (дабы не нарушить авторского права). Когда все они в одном месте, с текстами статей Института работать легче. С уважением, – Федор Илларионов.

            Цитировать
  2. Очень интересная статья, Вадим Юрьевич, много дает пищи для размышления и очень глубока. Но есть кое-какие мысли в ее развитие. Вы пишите, что закон есть «содержание самодвижения формы». Можно ли понимать это так, что закон есть самопокой?
    Ведь если самодвижущаяся форма не будет содержать в себе самопокой, то такое движение утратит свою устойчивость и стабильность, утратит свою память о пройденных этапах, ибо их негде будет зафиксировать, ибо самодвижение предполагает постоянную смену этапов. Но тогда такое самодвижение станет хаотичным и не управляемым, и не сможет развиваться.
    С другой стороны, если самопокой не будет содержать потенцию самодвижения, то ни о каком развитии речь вообще не может идти. Предлагаю ввести кроме термина «самодвижение» еще и термин «самопокой». Таким образом, целостность как систему будут представлять не только элемент и взаимосвязь как самодвижение элементов, но и самопокой как память о таком движении, придающая целостность не только элементу, но и связи элементов.
    Так мы добавляем к категориям форма (элемент) и содержание (самодвижение) еще и категорию сущности (самопокой). Тогда получается следующая абсолютная тринитарная целостность: форма выражает себя через содержание и сущность, сущность – через форму и содержание, а содержание – через форму и сущность. При этом они взаимно организуют друг друга и взаимноразвивают друг друга. Полагаю, для гармоничного развития тринитарной монады недостаточно понимать целостность или систему как элементы и взаимосвязи между ними (самодвижение элементов), но необходимо ввести также взаимодополняющую их категорию самопокоя как сущности, присущей и элементам, и их самодвижению или взаимосвязи между элементами. Тогда мы получим абсолютную целостность, как элементы, связанные самодвижением и самопокоем, самодвижение связанное элементами и самопокоем и самопокой, связанный элементами и самодвижением. Самопокой придает и элементам, и самодвижению целостность или системность. А их объединение дает сверхсистемность или абсолютную целостность. И тогда уже мы можем, как я писал в своей статье «Транс-тринитарное взаимоотражение как высшая стадия тринитарного самоотражения», перейти от термина «целостность» к термину «абсолютная целостность», а от термина «взаимосвязь элементов» к термину «абсолютная взаимосвязь элементов, самодвижения и самопокоя «. Но этот переход невозможен без введения категории «сущности» или «самопокоя» в добавление к уже известным категориям формы (элемента) и содержания (взаимосвязи элементов). По сути, термин «сущность» означает взаимосвязь элемента и связи или абсолютную взаимосвязь, а все вместе они составляют абсолютную транс-тринитарную, а не духовную тринитарную монаду, которая по системе управления ниже абсолютной транс-тринитарной монады. Поэтому для меня абсолютная целостность есть «элемент» или форма, плюс «взаимосвязь элементов» или содержание, самодвижение и плюс «абсолютная взаимосвязь», сущность или самопокой. С уважением. Иван Ростовцев.

    Цитировать

Добавить комментарий